РОМИТСКОЕ  УЩЕЛЬЕ

       Учитывая, что ущелье находится гораздо дальше от города, попросил своего друга детства свозить нас туда. Вижу, восточное гостеприимство не позволяет отказать, но что-то мешает дать согласие. После откровенного разговора выясняется, в чем причина. Прошел примерно год, как оттуда были выбиты последние боевики, а потому в горах могут попадаться останки людей, неразорвавшиеся боеприпасы, мины. Кроме этого, оставить машину просто на дороге, значит играть в «русскую рулетку» - уверенности, что сможем уехать на ней обратно, нет. Да и у друга еще свежи воспоминания, как его с друзьями, во время выезда в Ромитское ущелье, чуть не постреляли. Однако восточное гостеприимство в нем победило, соглашается, но на определенных условиях.
        6 часов утра. Нас забирают от дома, едем на рынок у автовокзала, закупаемся свежими овощами и фруктами для перекуса на природе. Забираем его детей и выезжаем в сторону Вахдата (бывшего Орджоникидзабада). Дорога расширена до двух полос в одну сторону (и такая идет до самого Нурека). Перед мостом через Кафирниган, сворачиваем в сторону Ромитского ущелья, наша цель одна из местных достопримечательностей, красивейшее и удивительное место в горах.
     Очень сильно меняется качество дорожного полотна, как будто скачек во времени, и мы уже в прошлом. Едем по дороге советского периода. После форелевого завода ущелье начинает сужаться. Подъезжаем к месту, где когда-то дорога шла через мост. Оказывается мостов, построенных еще при советской власти уже нет, были взорваны во время боев. Вместо них, чуть выше или ниже по течению реки, установлены металлические. Подъезд к ним не асфальтирован, просто отсыпан грунт. 
        Едем медленно, по такой дороге не разгонишься. Ни за нами, ни на встречу машины не попадаются. Впечатление, что все вымерло. Поднимаемся выше, в одном месте Кафирниган подмыл склон, и дорога сильно заужена, обочины нет, асфальт зависает над пропастью. Едем, жмемся к горе. Поднялись до населенного пункта. Ворота пионерского лагеря «Горная сказка». Похоже, проехали нужное место. Поворачиваем и едем обратно. Первый же подвесной мост через реку подсказывает, что приехали к нужному месту. Паркуем машину на обочине. Тут появляется мужчина в железнодорожной форме (я удивлен!). Друг расспрашивает его обо всем, что беспокоит. Мужчина улыбается и на русском (видимо для нас) объясняет, что все давно безопасно, туристы неделями живут в горах, все очищено и проверено. Сами домашний скот водят на пастбища. Мало этого, предлагает нашу машину поставить в его гараж (громко сказано «гараж», три стены из глины и сверху крыша, ворот нет). В гараже нет места, там стоят «Жигули», но железнодорожник настаивает, чтобы хотя бы нос нашей машины «воткнуть» туда. «Тогда все будут знать, что гости приехали ко мне, и машину никто не посмеет трогать», - поясняет он. Последняя помеха с нашего пути убрана, и мы всей толпою топаем по подвесному мосту на другой берег.
      Начинаем подниматься по отрогу к одному из изумительных и загадочных мест в Ромитском ущелье — к Чертовому ущелью. Когда-то вода промыла в горе проход из одного отрога в другой и теперь по этой узкой щели в горе бежит речка. Щель является проходом, соединяющим два отрога. Красивейшие места, куда выезжали отдыхать многие семьи.
      Поднимаемся все дальше и вот за поворотом появляется вход в Чертово ущелье. Идя привычным путем, вынужден отступить. За 20-ть лет вода углубила русло метра на два. Теперь, чтобы пройти по ущелью, надо сначала спуститься к руслу реки. Ищем удобное место, спускаемся. Вход в ущелье манит. Однако погода не балует, небо затянуло облаками, ветерок добавляет прохлады. Из самого ущелья тянет холодом. Немного жутковато. Жена и дочь друга с нами не идут, опасаются, что прогулка по ледяной воде плохо отразится на их здоровье. Сначала на разведку пошел я. Разулся, разделся и одних плавках (как когда-то в молодости) потопал. Прошел практически весь путь самостоятельно (что очень порадовало, так как раньше надо было преодолеть ряд препятствий в виде водопадов и одному с этим было не справиться, приходилось всем искупаться, чтобы преодолеть их). Возвращаюсь, беру фотоаппарат, и вчетвером (только мужская часть нашей кампании) двигаемся вперед. У детей буря восторга. Прошли все ущелье до выхода, дальше идти нет смысла, так как туда надо идти на весь день, чтобы разбить лагерь и отдыхать.
  Пока занимаюсь фотосъемкой, мой сын уже несколько раз успел слетать туда и обратно по ущелью. Красота поражает. Стены ущелья отшлифованы, но под ногами камни острые. Очень скоро перестаю чувствовать стопы, так замерзли ноги. Возвращаемся к входу. Моя жена и дочь друга нас уже заждались. Сидеть на холодном ветру удовольствия мало. Одеваемся, еще пару кадров на прощание и в обратный путь. Постепенно из-за облаков начало выходить солнце, становится потеплее. На тропинке попадается кусок от разорванного НУРСа (неуправляемого реактивного снаряда, который обычно залпами выпускают с военных вертолетов или самолетов из специальных установок). Единственное напоминание о войне. Проходим кишлак, переходим обратно по мосту. Садимся в машину и не торопясь едем обратно. Только выехав на трассу Душанбе — Нурек, можно дать газу.
    Другу ущелье понравилось, собирается свозить туда своих коллег. Точечный массаж острыми камнями дал о себе знать. Ноги отошли, но подошвы «горят» еще около трех дней, напоминая о той поездке. А в загашнике остались прекрасные виды это удивительного ущелья и ощущение вернувшегося прошлого.

P.S. Каждый год мы всей семьей ездим туда отдыхать, как приехали пожить в Душанбе. Во время одной из поездок, было снято следующее видео (2015 год)

Комментариев нет:

Отправить комментарий