ВАРЗОБСКОЕ УЩЕЛЬЕ

Наша первая поездка в Варзобское ущелье была полной неожиданностью. Отправляясь на Зеленый базар за фруктами и овощами даже предположить не могли, что окажемся в горах. Уже заканчивали закупаться — звонит мой сотовый. На связи мой друг детства. Уточнил наше нахождение, и пообещал скоро быть. И действительно, выходим с базара у бывших касс аэрофлота, а он уже машет нам. Лучезарно улыбаясь, помогает погрузить наши покупки в багажник. Я еще не успел сообразить, что ответить на вопрос: «Куда едем?», - как сын уже выкрикивает: «В горы!!!» «Ну в горы, так в горы», - философски заключает мой друг и везет нас вверх по Рудаки (бывшему проспекту Ленина) на выезд из города. За окном мелькают до боли знакомые городские виды, остался сзади цемзавод и вот мы уже едем вдоль канала варзобской ГЭС. Дороги великолепны. Проехав немного от места, где раньше был пост ГАИ на въезде в ущелье, начинаем притормаживать. И тут я замечаю какие-то странные кабинки прямо посреди дороги. Оказывается, дорога стала платная, а впереди первый пункт оплаты. Короткая остановка и вот мы несемся дальше. Пролетаем Варзобскую ГЭС, поворот на Харангон (с водопадом воды из акведука), пустое Варзобское озеро (его только начали заполнять) и летим дальше. Изменилось одновременно все и ничего. Горы на месте, река на месте, но все пустые места застроены. И это сбивает с толку. Становится сложно ориентироваться, слишком многое отвлекает. Пролетаем зону отдыха «Текстильщик», ряд бывших пионерских лагерей. По спальному корпусу в одном из них узнаю «Ивушку», так как за ним была зона отдыха, в которой когда-то проводили много времени. Что-то узнаю, но по большей части нет. Пытаюсь найти место пионерского лагеря, где в детстве когда-то отдыхал и мне в нем очень нравилось, но никак не могу сориентироваться. Тогда те места были пустынны и лагерь был одним из островков цивилизации здесь в горах. А сейчас сплошь все застроено. Проехали поворот на Такоб, пронеслись мимо президентской дачи и долетели до второго пункта оплаты. Погода несколько испортилась, небо затянуло тучами, поднялся ветер, накрапывает дождик. Разворачиваемся и едем обратно. В одном месте останавливаемся, выходим из машины. Зябко.
Малой, увидев огромный кусок гранита на склоне, обалдел от счастья. Камней такого размера он никогда не видел. У парня от восторга столько энергии, что еле успели его остановить, прежде чем он успел забраться по склону слишком высоко. На склоне под деревом пасется осел, рядом мальчик. Попросили разрешения посидеть малому на нем. Радости нет конца! Мальчишка-таджик не может понять, отчего столько эмоций?
   Садимся в машину и медленно едем вниз. Наконец замечаю нужный ориентир в виде подвесного моста. С обеих сторон моста и на обоих сторонах реки все застроено, а потому он просто теряется в этом нагромождении. Припарковали машину, идем к лагерю. Вместо центрального входа — забор. Начинаем обходить слева по дороге, ведущий вверх отрога, где расположен лагерь. В нос ударяет волна до боли знакомых запахов. Запах горных растений — мяты, зверобоя, лимонника, ромашки, и огромной массы других трав и деревьев. Я захлебываюсь от этих ароматов. Налетевшие воспоминания из далекого детства затмили картину настоящего. Оказываемся перед вспомогательными воротами. Теперь это центральный вход. Над ними наименование организации-собственника.
Поднимаемся по дороге дальше, туда где раньше был пустырь за лагерем. Лагерь закончился, а забор нет. На месте пустыря еще одна зона отдыха. Пьем воду из горного ручья. Не могу остановиться — вкуснейшая вода! Медленно идем обратно. Чувство, будто никуда я не уезжал, просто давно не выезжал в горы. Переходим через подвесной мост обратно к дороге. Сын замечает на склоне фигуру медведя и просится добраться к нему. Лезем вверх. И вот он уже сидит верхом на этом медведе, а перед нами открывается замечательный вид на ущелье.
      Одноклассница перед нашим отъездом сделала шикарный подарок. По своим каналам договорилась и организовала нам возможность отдохнуть в этом самом бывшем пионерском лагере. Восторг переполнял сердце, когда мы приехали и разместились. Не теряя времени, пошли на водопад. Идти оказалось гораздо ближе, чем помнится из детства. Для нас, детей, это было тогда настоящее путешествие с приключениями, которые мы неизменно находили себе на зад. Решили и мы поискать приключений и пошли по речке выше. Очень скоро они нашлись. Тропинка кончилась и пришлось всей семьей карабкаться по осыпающемуся крутому склону вверх. Кое-как выбрались наверх из этого отрога. На лице жены читается недовольство. Ей-то приключения были не нужны. Но наверху перед нами открывается такая красота, что слов нет. Панораму того вида, по приезду домой, отпечатал огромной фотографией и в раме повесил в комнате над диваном. Друзья сначала думали, что это картина, которую привезли из отпуска. До сих пор этот вид согревает душу.
    Устроили небольшую фотосессию, благо сын научен правильно пользоваться фотоаппаратом, поснимал нас женой. Спустились обратно до лагеря другим путем и без приключений, перейдя по подвесному мосту прогулялись по ущелью вверх. Вода в реке шумит, запах горных растений, красота окружающих гор. Ощущение нереальности происходящего. Вернулись в лагерь и спать. Ночью началась гроза. Но спал как убитый. Утром, после завтрака пошли купаться в бассейн. Вода холодная, а потому сын с женой купались в «лягушатнике», а я по старой привычке с разбегу нырнул в бассейн. Вода сразу обожгла тело, но зато не надо заниматься мазохизмом, постепенно привыкая к холоду. Пара кругов по бассейну и на берег. Отвык от такой холодной воды. Накупавшись всласть, пошли собирать вещи. После ливня в горах сыро, ждать высыхания земли не стали. Доели остатки, сдали домик и к дороге. Разве мог я 30-ть лет назад, мальчишкой, предполагать, что буду отдыхать здесь же со своей женой и сыном?!
    Спускаемся вниз по ущелью, мимо проносятся машины, водители притормаживают, приглашают подвести. Пройдя пару километров, подуставшая жена просит дальше ехать на машине, что и делаем. Понимая, что в этой поездке мы в последний раз приезжали в Варзоб, становится невыносимо грустно. Как долго я мечтал здесь погулять, и как быстро все закончилось!
   На бывшей площади пограничников заходим в кафешку пообедать. Лагман, который здесь готовят, был лучшим из всех кафе, где мы его пробовали. Потому с огромным удовольствием едим щедрые порции из косушек заедая свежими лепешками. В это кафе мы уже заезжали, когда в первый раз ездили в Варзоб, тогда нас угощал мой друг. И вот прощальный обед. Доели шашлык и салат, напились зеленого чаю и пошли вниз по Рудаки, прощаться с городом.