РОДНАЯ ШКОЛА

Одно из мест, куда обязательно хотелось попасть — это школа, где учился с середины 1-го класса и до выпуска. Сегодня это уже не средняя школа №39, а гимназия №1.
Над центральными (и как оказалось, теперь уже единственными) воротами соответствующая вывеска. Сами ворота закрыты, вход через калитку. Дальше ворот пройти не смогли. Нас встретил сторож, доброжелательный пожилой мужчина. Поприветствовали друг друга. Спросил, чем бы мог нам помочь. Объяснили, что когда-то учился, и сейчас хотелось бы посмотреть на школу вместе с женой и сыном. Мужчина жестом позвал женщину, которая была на школьном дворе, объяснив, что это заместитель директора гимназии. Представив ей нас, сторож пояснил, что я бывший ученик школы. Немного поспрашивав меня и убедившись, что я действительно здесь учился (назвал фамилии учителей и годы учебы), она повела нас к школе. Центральная аллея чистая и красивая.

Нас повели по школе. Ученики здороваются. Сначала я подумал, что с замдиректора, а с нами «до кучи». Ошибался. После звонка на урок в школе тишина. Ощущение, что все вымерли. На первом этаже (начальная школа) зашли в один из классов, где шел урок. Оказалось, что это второй класс, одногодки сына.
Только сын уже на каникулах, закончив второй класс, а здесь еще продолжали учиться. Нас представили классу (выпускник нашей школы, приехал из России, чтобы посетить нас). Так нам в мои годы представляли выдающихся людей, на которых надо равняться. На нас смотрели как на космонавтов — с восхищением и восторгом. С разрешения учителя дети стали задавать вопросы нашему сыну. Им было очень интересно пообщаться со своим ровесником из другой страны. Потом дошла очередь и до меня. Учительница поинтересовалась, помню ли я ее? Я честно ответил, что нет. Оказалось, что она тоже выпускница этой школы, просто я был на год старше, они заканчивали 9-й класс, когда мы сдавали выпускные экзамены 10-го класса.
За своей партой
Тут же на первом этаже зашли в кабинет биологии. Урока в нем не было, но хозяйка кабинета была на месте. Оказалась, что это еще одна выпускница школы, с параллельного, «А» класса.
Кабинет как в прежние годы, только цветов меньше. Учитывая, что во время войны был полный хаос и многое было уничтожено, впечатление сильнейшее!
А вот уже и второй этаж. На перилах набиты брусочки. Я смеюсь и объясняю замдиректора, что это еще от нас осталось, чтобы по перилам не катались. По ее лицу понятно, что она этого не знала.
Над каждой дверью назначение кабинета. Много чего уже иначе. Вместо кабинета военной подготовки — кабинет родного языка и литературы. Дверь открыта, но в кабинете тишина. Заглядываем. Класс готов к уроку, учебники и тетради на столах, все сидят на своих местах, в ожидании учителя. Увидев вытянувшуюся физиономию у меня, замдиректора поясняет, что урок в этом классе должна вести она, а потому извиняется, что дальше с нами не пойдет.
Предлагает нам самостоятельно прогуляться по школе. Я потрясен дисциплиной! Дети не бегают как угорелые, не орут. В кабинетах сидят — руки сложены на партах. Вещи в образцовом порядке. В самой школе на потолках люстры, на окнах занавески, на подоконниках цветы! Чистота везде.
Третий этаж. Вместо родного кабинета математики теперь кабинет английского языка. Жизнь идет, все меняется. Прошли по коридору и по другой лестнице спустились во двор.
Обогнули здание школы и новое открытие. На месте пустыря памятник с фамилиями ветеранов Великой Отечественной войны.
Как потом выяснилось, так сделано во всех школах. Воспитанию с уважением относиться к памяти, а также к тем, кто старше отдается много сил и времени. Это сказывается в хорошем смысле. О стариках здесь заботятся постоянно и не «для галочки», а от души. В отличии от России здесь нет брошенных или забытых стариков. Даже одинокая русская бабушка взята под опеку и заботу соседей. Здесь позор для людей, что о пожилом человеке никто не заботится!
Возвращаемся на школьный двор. Здесь идет репетиция какой-то церемонии, смысл которой мы не уловили. Один из работников школы приглашает нас в актовый зал. По железной лестнице поднимаемся наверх. Стою на длинном балконе переполненный смешанными чувствами. Когда-то перед всей школой на утренней линейке я читал здесь
доклад, который поручила подготовить учитель истории. Позже, после сдачи экзамена по математики я стоял здесь же, наслаждаясь новыми ощущениями от близости окончания школы и предвкушения новых впечатлений. И вот теперь, будучи взрослым дядькой, вновь стою здесь уже со своим сыном, и меня вновь переполняет чувствами. Радостью от увиденного, грустью по ушедшему прошлому, тоскою по учителям, которые нас не только учили...
Двери в актовый зал можно назвать машиной времени. Войдя в них я перенесся лет на 25 назад. Это не передать словами! Даже появившиеся на стене портреты уважаемых граждан Таджикистана, не мешают этому ощущению.
Те же кресла, та же сцена, тот же вид за окном. Я не могу поверить своим глазам. На какое-то мгновение появилось чувство, что сейчас из своей каморки выйдет учитель пения с мандолиной в руках и мы с огромным удовольствием что-нибудь все вместе споем. Увы, я знаю что его уже нет в живых. Эта мысль обжигает сердце. Посидели, поговорили, повспоминали. И… пошли на выход. Обратно через школьный двор, по центральной аллее, к воротам. Попрощавшись со сторожем покидаем школу. Сегодня в своей школе я получил еще несколько уроков. Не зря сходили. Это место, где до сих пор я учусь!

Комментариев нет:

Отправить комментарий