ПОЕЗДКА В ЧКАЛОВСК

     Наверняка у каждого человека в жизни был город, с которым связаны очень приятные воспоминания. Для меня таким городом всегда был Чкаловск на севере Таджикистана. Там вырос мой отец, в нем жили дед и бабушка по отцовской линии, а также обе тети. В нем я проводил летние каникулы. С этим городом у меня были связаны одни из самых приятных воспоминаний жизни в Таджикистане. Когда умер дед, к сожалению, на похоронах побывать мне не пришлось, а позже, приехав навестить бабушку, так и не попал на могилу к деду, который сыграл в моей жизни не последнюю роль. А потом мы покинули Таджикистан, а к деду на могилу я так и не попал. И вот спустя столько лет появилась реальная возможность побывать в Чкаловске.
      Еще до поездки в Душанбе я знакомился с вариантами поездки туда. Поезд отпадал сразу, оставался путь по воздуху самолетом и через горы машиной. Если с самолетом все было более-менее понятно и вопрос упирался только в деньги, то с машиной были вопросы. Читая в интернете описания очевидцев о дороге через горы, складывалось впечатление, что такой маршрут больше для экстремалов. Уж очень страшно все это описывалось. Потому оказавшись в самом Душанбе прозондировал этот вопрос у местного населения. Оказалось, что не все так страшно, как описывали. Да и цена вопроса была такой, что мы могли съездить всей семьей (за ребенка не берут, двое взрослых туда-обратно около 100$).
Верховья Варзобского ущелья
     Муж одноклассницы договорился с водителем, который возит людей по этому маршруту. И вот рано утром, около 6-ти часов, мы уже ехали в сторону Варзобского ущелья. Однако наше путешествие отложилось на несколько часов. Ситуация в перевозках такова: пока машина не заполнится до отказа, она никуда не едет. Вот и мы простояли на водонасосной почти до полудня. Когда нашлись попутчики, тронулись в путь. Красота гор поражала. Практически всю дорогу я не выпускал из рук фотоаппарат. Уж сколько наснимал, сказать сложно, наверное не меньше 1000 снимков (по приезду все они были подвергнуты жесткому отбору, было выбрано только самое интересное). Про страх и думать было некогда, так захватила внимание красота окружающего пейзажа. Дорога прекрасного качества и состояния, машина в гору летела не менее 80 км/час. И вот мы добрались до первого туннеля (который строили иранцы). Все оказалось, как и описывали. Я бы сказал так: вырубленная дыра в горном хребте, за которой никто толком не следит. Вентиляции нет, потому ехали с закрытыми окнами и вентиляцию в салоне выключили. С потолка капает, света нет. От сырости и выхлопных газов стоит непроглядный туман, дорожного полотна не видно, дыры скрыты под слоем мутной воды. Скорость чуть больше скорости пешего человека. В фильмах ужасов такого спецэффектами сделать не могут, то что здесь в реале. Но больше всего поразило другое. Ближе в концу туннеля впереди промелькнули людские фигуры. Я уж подумал, что почудилось от недостатка кислорода. Оказалось, что это на самом деле были люди. Трое рабочих шли по этому тоннелю (в нем дышать то нечем). Местные диггеры. Я был потрясен. Когда наконец выехали из туннеля, было ощущение, что из могилы выбрались и мир прекрасен. Проехав немного, сделали остановку, все вылезли из машины размять конечности. Два часа без движения — сложно.
Местное Эльдорадо - долина реки Зеравшан
Спустя несколько минут машина уже опять летела по дороге вниз. Оказываемся в долине реки Зеравшан (Заравшан), в местном Эльдорадо (Зеравшан - золотоносная). В одном из кишлаков делаем остановку на обед. Не торопясь поели и дальше в путь. Сытым как-то веселее. Постепенно горы стали все ближе к дороге и вот мы уже едем по каменному узкому коридору. Слева отвесная скала, справа река и опять отвесная скала. Впечатляет. Этот узкий коридор — проход через очередной горный хребет, Зеравшанский.
Но вот впереди стало видно больше света и горы начали расступаться. Начинаем спуск в долину, между двумя горными хребтами Зеравшанским и Туркестанским. А вот и долина, и показался поселок Айни. Пейзаж за окном сменился, стал другим. По срезам гор видно, что Памир — это стык двух континентальных плит, одна наползает на другую. Четко просматривались слои горной породы, как на срезе пирога. Пересекли по мосту реку и дорога вновь пошла вверх. Но не долго длилось наше счастье. Подъезжаем в очередному туннелю (строят китайцы). Работа в полном разгаре, а потому весь поток едет мимо вверх по грунтовой дороге. Горная грунтовая дорога — это то же самое бездорожье, только по камням, с той лишь разницей, что направление, куда ты должен двигаться, должен точно выдерживать.
Грунтовая дорога на перевал
Туннель, строящийся китайцами
С одной стороны скала, с другой обрыв. Внедорожник начинает медленно карабкаться вверх. Выше и выше. Пыль столбом от каждой проходящей машины. Примерно час ушел на подъем. И вот мы на перевале. Высота около 3-х км над уровнем моря. Прохладно.   










В некоторых местах лежит, не успевший растаять с зимы, снег. Делаем остановку полюбоваться видами и размяться — от такой скачки надо прийти в себя всем в машине: детям, женщинам и мне с водилой. Но он мужик закаленный, да и время идет, и вот мы уже ползем вниз. До тоннеля спуск занимает еще примерно час. На склонах лежат ржавые остовы разбившихся машин.
Груз разбившегося Камаза
Накануне в пропасть ушел Камаз (водитель остался жив) и весь его груз рассыпан по склону. Наконец спускаемся до туннеля и вновь нормальная дорога. Спустившись в долину несемся в сторону Истаравшана (бывший Ура-Тюбе). В нем пересаживаемся в другую машину и летим в Чкаловск. После окончания платного участка, дорога становится уже сильно потрепанной и в город въезжаем не торопясь. Слева за окном остается микрорайон Заозерный, сворачиваем за кварталом Победы и едем в центр.
Палисадник деда на Рудаках
Высаживаемся, не доехав до Дома быта. Здесь, на Рудаках, когда-то жили мои дед и бабушка. Проходим через вытоптанные дворы. Палисадников нет, одни деревья под окнами, как-то куцо. Раньше в кустах можно было спрятаться даже днем, трудно было найти, а сейчас все просматривается далеко вперед. Двор, когда-то такой родной и знакомый, стал чужим и покинутым. Хотя и вечер, на улице никого нет. Обошли дом и вышли к окнам со стороны палисадника. Когда то в нем росла вишня, абрикос, виноградник давал обильную тень на окна, заросли ежевики были вместо изгороди. Земля была просеяна от камней. Все это было сделано руками деда. И вот вместо этого видим стоянку для машины — участок отсыпан гравием, ничего на нем нет. Ну что ж, другой хозяин иное отношение. Идем к месту, где из скважины била ледяная вода. Не тут то было. Скважина перекрыта, вокруг сухо. Идем в сторону городского кладбища. За все время пребывания в Чкаловске ни разу на нем не был, знал только направление. Нашли вход с третьей попытки, до этого все не туда сворачивали.
На могиле деда
    Пройдя через ворота оказываемся на центральной аллее. Перед отъездом отец дал ориентир, как найти могилу деда — похоронен в центральной аллее, а на могиле небольшой памятный знак из камня. И вот мы стоим и не можем найти ни одной могилы, соответствующей описанию. Справа от входа надписи видны, а слева нет (тыльные стороны надгробий). Заходим влево так, чтобы были видны несколько рядов могил и имена и начинаем просматривать их по одной. Ничего похожего. Начинаю нервничать. Столько поехать и впустую? Поднимаю глаза и мой взгляд упирается во взгляд деда, только молодцеватого, сразу после присвоения ему звания Героя Советского Союза. И смотрит он с фотографии на плите из черного гранита в человеческий рост. У меня ком в горле и слезы из глаз. Стою, сглатываю, утираю побежавшие слезы платком. Двадцать лет я не мог попасть на это место и вот …
      Звоню домой, отцу, чтобы сказать, что могилу нашли и все в хорошем состоянии. Делаем фото могилы деда для отца и жена фотографирует нас с сыном на могиле деда и прадеда. И идем к знакомым. Все вместе прогулявшись перед сном по городу, заглядываем на базар, где прикупаем фруктов.

Универмаг "Памир"
Ряды магазинчиков напротив "Памира"
Одна из городских улочек
Городской парк
Универсам "Радуга"
  Утром попрощавшись, делаем небольшой круг по городу. Как не горько это признавать, но город в сильнейшем упадке. Не работает градообразующее предприятие — 6-й урановый обогатительный комбинат, русскоязычное население практически все уехало, работы особо нет. Это уже не тот город, куда я приезжал с огромным удовольствием. Воды в озере на половину, купаться в нем небезопасно: на бетонных берегах стирают ковры, неподалеку моют машины, много зарослей камышей, в некоторых местах оголилось дно. На пляже единицы смельчаков. Видно, что за озером не ухаживают, давно не чищено. Городской парк, который ниже озера, в запустении и высохший. Раньше вода из заполненного озера по каналам орошала его, а теперь само озеро засыхает. Идем дворами в сторону центра города. Проходим мимо универсама «Радуга» и универмага «Памир». «Радуга» не работает. Вдоль по улице, где раньше располагались ряды торговцев, сделаны магазинчики. Цивильно, но нет прежнего шарма. Вспоминается, как в детстве по вечерам, когда торговля заканчивалась, собирали «дань» с продавцов арбузов и дынь. Если продавец жадничал и не хотел нас «угощать», предпринимали следующую тактику. Самый шустрый подбегал, хватал из кучи бахчевых небольшой арбуз или дыню и давал деру. Продавец за ним. Пока они бегали, мы спокойно брали столько, сколько могли унести и уходили. В следующий раз продавец был более сговорчивым, и давал нам самый большой арбуз или дыню без лишних разговоров. И вот теперь нет тех развалов арбузов и дынь. Вход в городской парк сейчас является входом на базарчик, где идет бойкая торговля. За базарчиком начинается городской парк. Работают карусели, колесо обозрения. Однако парк сильно изменился. Весь просматривается от одного конца до другого, все как на ладони — нет ни одного куста, все убрано. Война и здесь внесла свои изменения.
Рынок
Памятник Ленину на центральной площади
      Прошли по второстепенным городским улочкам. Арыки без воды, деревья сохнут, газоны без травы. Дошли до рынка на въезде, а потом повернули назад к центральной площади. В некоторых арыках есть вода (ну хотя бы на центральных улицах!). Хотя и заметны старания привести город в прежний вид, однако современный его вид приводит в уныние, помня его прежнее состояние. Заключительные снимки на городской площади и в обратный путь. Маршрутка до Худжанда домчала быстро. Сам Худжанд в отличном состоянии, видно, что город развивается. Да и выглядит он более нарядно, чем Чкаловск. Доехали до точки, откуда машины ездят в Душанбе. К счастью, долго ждать не пришлось, сразу же и поехали. На этот раз был «Опель». Спросил водителя, как на городской машине он поедет через горный перевал по грунтовой дороге, заверил, что переживать не стоит, не в первый раз.
На перевале
Дорога с перевала
В долине виден поселок Айни
    И вот мы уже несемся в сторону Истаравшана. Объезжаем его стороной. Постепенно поля сменяют горы, и начинается подъем вверх. Доехали до строящегося туннеля, сворачиваем на грунтовку и ползем к перевалу. Через час мы уже были на нем. Вышли подышать горным воздухом, да размять затекшие зады. Звучит команда занять места и вновь трясемся по грунтовке. Теперь замечаю глубину пропасти, над которой едем, дух захватывает от высоты. Снимать по ходу на грунтовке очень сложно, одной рукой держишься за ручку, а другой держа фотоаппарат и прицеливаться сложно. Ощущения наездника на взбешенной лошади, куда кинет в следующий момент, предугадать невозможно. Одну из пассажирок начинает «полоскать». Целлофановый пакет спасает положение. Наконец спускаемся до туннеля и выезжаем на хорошую дорогу. И опять полетели вниз по ущелью. 
Придорожное кафе в кишлаке
      Водитель отлично справляется с управлением на дороге, сидя с ним, не напрягаешься от уверенных и продуманных маневров. Едет быстро, но не лихачит. Немного не доехав до долины, останавливаемся в кишлаке в придорожном кафе. Очень кстати, а то уже «кишка кишке бьет по башке». Шашлык пошел «на ура». Сын ест медленно, начинаю поторапливать, он последний, кто не доел. Водитель одергивает меня, мол пусть ребенок спокойно поест. В Таджикистане к детям какое-то особо трепетное отношение. Их не балуют, но и не «прессуют», проявляют нежность к детям не стесняясь этого, даже мужчины.
Туннель, построенный иранцами
Варзобское ущелье
       Наконец обед побежден и мы продолжаем свой путь. Позади остался поселок Айни и вот мы уже опять едем по узкому каменному ущелью, пересекая Зеравшанский хребет. Когда «стены» расступились, проезжаем Эльдорадо и начинаем подъем вверх. Опять мы у «иранского» тоннеля. Медленно проползаем его и оказываемся в самом верховье Варзобского ущелья, на другой стороне Гиссарского хребта. Погода здесь другая. Солнца нет, тучи, ветер, холодно. Машина уверенно несется по дороге вниз.
      За окном замелькали знакомые виды Варзобского ущелья, проскочили наполняющееся Варзобское озеро и въезжаем в город.
     Уф... Приехали... Душанбе. Впечатлений очень много. С одной стороны красота и великолепие гор, восторг от увиденного, с другой стороны расстройство от состояния Чкаловска. Досадно от того, что некогда любимый город, пришел в упадок. Хотелось бы надеяться, что когда-нибудь город преобразится в лучшую сторону. Только остается открытым вопрос: «Когда?»

Комментариев нет:

Отправить комментарий