ОБРАЗОВАНИЕ

      Любой человек должен иметь образование. По сути, чем оно лучше, тем выше уровень его жизни (хотя строго не обязательно, но все же). В Таджикистане это тоже понимают, а потому стремятся дать своим детям лучшее из возможного. Лучшее - это учеба в гимназии или лицее. Попасть туда не так то просто. Путь ребенка в такие учебные заведения начинается с посещения родителем ребенка Городского управления образования, где необходимо написать заявление на имя начальника управления и получить его визу. В начале августа все желающие могут сдать вступительные экзамены в такие учебные заведения. Как правило сдают русский язык (диктант), математику, английский. Чем старше класс, тем больше экзаменов. Даже для учащихся самих гимназий и лицеев требуется сдавать переходные экзамены на определенных рубежах. В частности после окончания начальной школы (после 4-го класса) все учащиеся должны сдать переводной экзамен. Не сдал, освобождай место для достойных. Понятное дело, не все родители с радостью воспринимают такой поворот событий, а потому особо эмоциональные устраивают очень шумный скандал.
      Исключений из общих правил нет. Потому устройство сына на учебу в лицей (место, где можно рассчитывать на приемлемое, с российской точки зрения, образование) тоже началось с посещения начальника Городского управления образованием. Как это не было прискорбно, но
Центральная аллея лицея
Двор лицея
оказалось, что мы опоздали. В день нашего визита уже полным ходом шли экзамены. Получив несколько укоров в свой адрес, мне пошли на встречу и подписали заявление. При этом торопили, чтобы успел в тот же день попасть в нужное учебное заведение на прием к директору. Попасть то я попал, но экзаменационная суета лишала меня всяких шансов спокойно поговорить. Прямо во дворе лицея были построены все кандидаты на учебу, им был проведен инструктаж, а родителям были даны подробные рекомендации. Даже понимая только несколько слов на таджикском языке, я усвоил главные мысли этого выступления: приняты будут только те, кто имеет душанбинскую прописку, сдадут экзамены на 4 и 5 и наберут максимальное число баллов по результатам экзаменов. Я же все это выступление прослушал, стоя рядом с директором лицея. Надо отдать должное директору, который все-таки нашел время и принял меня для беседы. Тяжко повздыхав, дал добро на участие в экзаменах, пусть и с опозданием.
      На следующий день, когда еще не было 8-ми утра, мы уже сидели во дворе лицея. Однако первые движения со стороны администрации лицея начались ближе в 9-ти утра. Таким образом нам преподали первый урок - здесь твое время не имеет никакой ценности, важно
Петух вместо школьного звонка
Самый почетный ученик
безоговорочное послушание. Наконец детей увели на экзамен, а родители отправились по своим делам. К 11-ти часам возвратившись, обнаружил, что экзамен уже закончился, однако никто не торопится расходиться. Оказывается, назначенный на следующий день экзамен по английскому языку будет прямо сейчас. Вот и второй урок - расписание экзаменов пишут для Доски объявлений. Лица присутствующих родителей напомнили мне лица родителей выпускников школ во время сдачи экзаменов в ВУЗы. Да уж, что и сказать. Пока ждал сына успел пообщаться с несколькими родителями, причем каждый раз инициаторами разговора были они. Одна из женщин оказалась учительницей английского языка другого лицея, правда в районе. Не мог не поинтересоваться зарплатой. При 10 часах в неделю (обычная ставка учителя 18 часов) она получает меньше 90$. У меня не было слов. Не мудрено, что качество образования в Таджикистане оставляет желать лучшего, а уровень знаний тех, кому доверено обучение детей - "ниже плинтуса" (к счастью, не у всех). Пообщавшись с разными родителями пришел к выводу - обычная российская средняя школа дает более качественное образование, чем в Таджикистане лицеи и гимназии (пока). Однако гордиться и радоваться рано. Если в России ничего не изменится в ближайшее время, то и ее ждет такое же состояние дел.
      После сдачи обоих экзаменов подошел к директору узнать как быть с экзаменом по русскому языку. "Давайте дождемся результатов сданных экзаменов, а там посмотрим, что будем делать дальше", - доброжелательно и лаконично ответил он. Средний уровень тех, кто уже сдал экзамен по русскому стал ясен, когда вывесили результаты. Примерно половина учащихся не справилась с поставленной задачей (написали на "3" и ниже).
      Прошел еще день и сын сдал экзамен по русскому языку. Появились результаты экзамена по математике. Только двое сдали на "5", 18 на "4", остальные еще ниже - "3", "2", "1". В экзамене участвовало около 40 учащихся в класс с обучением на русском языке и примерно столько же в класс с обучением на таджикском языке. Результаты экзамена по английскому были намного лучше.
      В лицей мы прошли, получили официальное приглашение. Надеюсь, что больше никаких сюрпризов нас не ожидает. Прикупили форму, единую для данного учебного заведения, а также нагрудный знак лицея.
      Желающих поступить в данный лицей оказалось так много, что было принято решение увеличить число 5-х классов в два раза. Что же касается этнического состава, то наш сын оказался единственным русским среди всех желающих. Но глядя на то, как другие дети общались с ним, думаем, проблем быть не должно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий